Женщины в  IT: кто они?

20 Сентябрь 2019

Доля женщин в IT-сфере постепенно растет - и это касается не только менеджерских специальностей.

Девушки достигают успехов в тестировании, мобильной разработке и профильных соревнованиях. Ниже вы можете ознакомиться с инфографикой - так, за последние годы рост среди QA составил 6 процентов, с 23% до 29%. Небольшой рост наблюдается и в программировании — с 2% до 5%. 

Редакция Freesoft пообщалась с женщинами, которые в свое время выбрали профессию программиста. Они рассказали о своем карьерном пути, существующих сложностях и перспективах. 

Настя Катаева, Developer Relations Manager в СКБ Контур, бывший фронтенд-разработчик

О карьерном пути:

У меня техническое образование, я училась в Уральском Федеральном Университете, на радиотехническом факультете. В универе нам давали академическую базу, учили писать на низкоуровневых языках и программировать микроконтроллеры. Первые два курса я не знала, чем хочу заниматься, но была со школы уверена, что профессия должна быть связана с программированием.

В веб-разработку меня направило не высшее образование, а офлайн-курсы новичков в IT-индустрии. Там я узнала о возможных направлениях и выбрала вёрстку в качестве первой ступени.

Я начала работать в начале третьего курса. Верстала сразу несколько проектов, постепенно учила язык JavaScript, щупала разные сборщики, библиотеки и фреймворки. Тогда мода писать логику на клиенте только зарождалась, поэтому сфера быстро менялась и обрастала инструментами.

Через два года я набралась опыта, сменила команду и стала фронтенд-разработчиком. Ещё через два — мы вместе с коллегами придумали провести митап, чтобы познакомиться с веб-разработчиками за пределами нашей компании. Мы нашли трёх спикеров, помогли им подготовить выступления и запустили анонсы. На первой встрече случился аншлаг, пришло около 150 участников — для Екатеринбурга это очень много.

Меня это вдохновило, и с тех пор я не могла заниматься только программированием. Мне понравилось взаимодействовать с людьми, организовывать мероприятия и экспериментировать с форматами. В тот год я сделала митапы UralJS регулярными, завела внутренние летучки фронтендеров, начала менять подход к собеседованиям и другие процессы в отделе.

Мне приходилось совмещать эту активность со своими прямыми обязанностями: разработкой биллинговой системы. Конечно, это выливалось в переработки. Поэтому, когда в Контуре стали искать веб-евангелистов, я вызвалась.

Сейчас я Developer Relations Manager — общаюсь с сообществом разработчиков, отвечаю на вопросы о технологиях Контура, помогаю инженерам делиться опытом через выступления и статьи и время от времени сама пишу код.

Любопытно, что профессия «верстальщик» практически исчезла, а DevRel-ов, которых еще шесть лет назад не было в России, становится всё больше. IT меняется очень быстро. Сегодня наравне с техническими умениями важно умение справляться с переменами и постоянно обновлять самих себя.

Об отношениях в коллективе и сложностях

Из-за того, что я много общаюсь с айтишниками, мне заметно, что девушки-программисты — это не редкость, но нас, действительно, сильно меньше, чем парней. Я не веду громкую войну за равноправие полов в профессии, но стараюсь влиять на ситуацию рядом с собой: обеспечиваю принимающую атмосферу в сообществе, помогаю знакомым разработчицам сделать первый шаг в публичных выступлениях, разговариваю с ними о страхах и нахожу возможности их преодолеть. Например, когда мы ездим на конференции со спонсорским стендом, я набираю команду экспертов из двух-трёх человек и почти всегда там есть девушки. Участники сначала думают, что это hr-ы и очень радуются, когда узнают, что мы разработчицы.

Конечно, предвзятость бывает разной. В одних коллективах девушек не воспринимают всерьёз, в других — к ним относятся

как к диковинке и постоянно оберегают. В этом случае, тоже нужно работать над отношением и стараться быть разработчиком, а не «девушкой-разработчиком». Мне очень хочется, чтобы нас везде принимали как равных.

Марина Щедрова, директор департамента разработки и внедрения программного обеспечения DPD в России

О карьере

Я с детства очень любила математику, это для меня было некое волшебство, которое я делаю сама – когда большое и громоздкое выражение превращается во что-то простое и изящное. Это привело меня на факультет прикладной математики Московского авиационного института, где нас было десять девушек на поток из 100 человек. Там я получила свой первый опыт в программировании, анализе и командной работе. И именно тогда я поняла, что команда – это 99% успеха. 

По окончании я работала в IT-подразделениях разных компаний, а после декрета начала свою карьеру в DPD в России, где тогда создавалось новое ПО.  Моя дочь и наша информационная система – ровесники: они взрослели вместе☺. Я также росла в компании и сейчас занимаю позицию директора по разработке и внедрению. 

Об особенностях работы в коллективе

К сожалению, женщин в IT работает гораздо меньше, чем мужчин. Мы всегда были скорее исключением. Но я с радостью отмечаю, что чем дальше, тем больше женщин приходит в эту область, причем не только на традиционные позиции аналитиков, но и разработчиками, специалистами по автоматизированному тестированию, администраторами БД. Сейчас в IT DPD примерно 30% женщин на совершенно разных должностях, от рядовых до руководящих.  Это прекрасная тенденция, потому что я уверена, что IT – очень интересная сфера, которая бурно развивается и растет. У нас никогда не бывает скучно: стремительно меняются технологии и операционные процессы в компании, а мы как специалисты должны поддерживать все эти изменения. 

Я очень ценю наш коллектив. Современное промышленное ПО невозможно создать в одиночку, поэтому умение и желание работать в команде крайне важно для достижения результата. И одной из важнейших функций руководителя является обеспечение роста и развития команды. У DPD в России отличный коллектив и большие планы на будущее!

О планах на будущее

Я продолжаю развиваться в IT как профессионал, поскольку компания DPD, да и мир в целом, ставят перед нами амбициозные задачи. Мне безумно интересно все, что происходит сейчас в отрасли. Как писала Шерил Сэндберг, «не бойся действовать». Что касается непосредственно DPD, то в ближайшее время мы планируем кардинально изменить IT-ландшафт компании. Новые сервисы для операционных подразделений максимально оптимизируют работу сотрудников и приведут к большей продуктивности. С помощью нейросетей мы продолжим развивать омниканальность для коммуникаций с клиентами. Также нам предстоит обновление внешних сервисов для повышения их эффективности. 

Ольга Абакумова, выпускница Московской школы программистов

О карьере

Я работаю в Яндексе - в группе, которая отвечает за качество рекламы, показываемой пользователю. При помощи алгоритмов машинного обучения я создаю модели, которые предсказывают поведение пользователя при его взаимодействии с рекламой. В 9 классе я поступила в Московскую школу программистов. Дисциплины, которые мы там изучали, меня очень заинтересовали, и я решила продолжать свое образование в области IT и программирования.
Нас серьезно готовили ко всероссийским и международным олимпиадам. Благодаря третьему диплому Всероссийской олимпиады по информатике я без экзаменов поступила на ВМК в МГУ. На третьем курсе параллельно с ВМК поступила в Школу анализа данных Яндекса. Там я получила первую практику решения задач машинного обучения, и мне очень понравилось. После выпуска я стала бэкэнд-разработчиком, попав на работу в компанию, которая моделировала пассажиропотоки. У нас даже был заказ на моделирование потоков в олимпийском Сочи. Это было очень интересно, но за год я успела соскучиться по математике и поступила на стажировку в исследовательский отдел ранжирования рекламы в Яндекс, где и осталась. 

О сложностях

Честно говоря, никогда не сталкивалась с каким-то особенным отношением к себе в связи с тем, что я девушка. Но мои коллеги-девушки рассказывают, что в школе и университете у них были непростые времена. Им приходилось доказывать, что не только мужчины могут писать код, и что женщины тоже могут быть умными.