Сам себе программист - авторская колонка Павла Ершова

27 мая 2021

Freesoft продолжает рубрику «Авторские колонки». В этой статье Павел Ершов, основатель и президент компании Directual, объяснил, как меняется рынок корпоративного IT c приходом на него платформ low-code. Спойлер: выход осенью открытой облачной версии платформы Directual позволит создавать сложные цифровые продукты не только программистам, как сейчас, а почти каждому пользователю — из готовых блоков, как в конструкторе Lego.

 

Время быстрого реагирования — наверное, так можно определить ситуацию, в которой сегодня живет и весь мир, и каждый отдельный бизнес. Для IT-решений, на которых бизнес строится, это значит вот что: в эпоху цифровой трансформации спрос на них все больше будет зависеть от их адаптивности. Компаниям приходится быть все более гибкими, реагировать на изменения рынка в несколько раз чаще, чем раньше, разворачивать свои бизнес-процессы чуть ли не на 180 градусов — и IT-системы обязаны за этими переменами поспевать.

Могут ли оперативно перенастраиваться корпоративные продукты IBM, Microsoft, Oracle, SAP и других IT-монстров? 

Теоретически — да, практически — для этого каждый раз потребуются месяцы работы программистов и миллионы строк кода. Отсюда понятен бурный рост продуктов low-code. Это именно взрыв: по прогнозам Forrester Research, рынок low-code растет примерно на 40% в год и к 2022 году достигнет объема $ 21,2 млрд.

Для бизнеса скорость изменений сегодня буквально вопрос жизни и смерти, подтверждает Пауло Росада, глава OutSystems, входящей в топ-10 разработчиков low-code. Каждый день мы узнаем о компаниях, которые или умерли, или вышли из бизнеса из-за того, что не смогли достаточно быстро адаптироваться к рынку. Например, быстро запустить свой интернет-магазин. А low-code позволяет получить цифровое решение намного быстрее и обогнать конкурентов.

В чем же преимущества low-code платформ? 

Если говорить коротко — в упрощении и ускорении разработки и последующей адаптации под потребности бизнеса. Умение кодить и, соответственно, услуги программистов для этого нужны по минимуму. Я часто привожу такую аналогию: чтобы водить автомобиль, вам не нужно быть квалифицированным механиком, так и здесь.

На что стоит обращать внимание, выбирая поставщика продуктов low-code для компании:

1. Репутация. Поставщик должен иметь подтвержденную историю успешного внедрения своей платформы.

2. Функционал. Каждая low-code платформа обычно охватывает какую-то определенную область. Например, малый бизнес или корпоративные среды. Делайте свой выбор с учетом ваших целей.

3. Простота и удобство. Речь не только о пользовательском интерфейсе. Выбирайте поставщика, который предлагает обучение при внедрении и хорошую поддержку впоследствии.

4. Совместное использование. Ищите low-code платформу, которая дает возможность использовать свои приложения не только отдельному пользователю, но и команде сотрудников.

5. Интеграция. Лучше, если выбранная вами low-code платформа сможет совместно работать с приложениями, которые вы уже используете в компании.

Что можно быстро делать с помощью инструментов low-code?

— Создавать внутренние приложения. Они помогают улучшить основные функции компании — HR, продажи/маркетинг и финансовую отчетность.

— Создавать клиентские приложения. Причем довольно сложные, с богатым пользовательским опытом, безопасностью и мобильными возможностями.

— Заменять устаревшие приложения. В IT-среде многих компаний сохраняются огромные полосы старого кода. С low-code эти системы можно модернизировать под современные требования.

Возьмем в качестве примера нашу платформу Directual. По сути, мы выкинули из процесса разработки бэкенд-программистов и девопс-администраторов. Интеграция, хранение данных, сценарии их обработки — все это закрыто «под капот». А логику IT-системы настраивают не программисты, а бизнес-аналитики (на Западе их называют citizen-девелоперами) с помощью созданных нами универсальных визуальных инструментов. С минимумом ручного программирования, словно собирая кубики Lego.

В итоге скорость разработки растет кратно, уменьшается шанс появления бага (все элементы протестированы много раз) и растет гибкость системы, а значит, способность адаптироваться к изменениям.

Таким образом, платформа позволяет сэкономить на услугах IT-специалистов и быстро создать IT-продукты. Один из наших клиентов ежемесячно терял на неоптимальной логистике несколько миллионов рублей. Мы за три недели создали решение, которое помогло устранить эти потери. Без платформы Directual такая система программировалась бы три-четыре месяца.

В России потенциал low-code одной из первых увидела компания МТС, ставшая в 2016 году нашим первым крупным клиентом. Для них мы создали аукционную торговую площадку и, кроме денег на дальнейшее развитие, заработали реальный опыт, позволивший довести платформу Directual по функциональности, надежности и безопасности до уровня серьезного корпоративного IT. После нашей успешной работы с МТС продуктом заинтересовалась IT-служба крупнейшей в стране строительной компании «ПИК». Для нее на базе нашей платформы мы создали конструктор документов, в несколько раз ускоривший работу юридического департамента этого девелопера.

Сейчас уже очевидно, что low-code — будущий «золотой стандарт» для бизнеса. В частности, Тежас Гадхиа, «евангелист» платформы Zoho, считает, что решения low-code станут основным рабочим инструментом и войдут в нынешний «стандартный набор»: электронная почта, чат, текстовый редактор, таблица, мастер презентаций, которым обычно пользуется сейчас сотрудник любой компании. В этом мы видим и нашу миссию: с помощью платформы low-code дать большему количеству людей возможность самостоятельно создавать цифровые продукты. Поэтому осенью мы готовим релиз — публичное облако Directual с бесплатной версией доступа.