Бизнес на навигации

11 ноября 2019

В своей авторской колонке специально для FreeSoft.ru Роман Шикин, старший менеджер компании Here по сбору данных и развитию сообщества в Восточной Европе, рассказывает о становлении рынка открытых геолокационных платформ, с которыми, по его мнению, связано будущее мирового навигационного бизнеса.

Согласно отчета Европейского агентства глобальных навигационных спутниковых систем (European GNSS Agency), количество устройств с функцией навигации в мире превысило 6 млрд единиц. И цифра эта продолжает расти. При этом до недавнего времени ключевые игроки геолокационной отрасли сами определяли важность тех или иных данных при разработке новых геолокационных продуктов. В то время как у многих компаний, пользующихся их сервисами, есть своя полезная навигационная информация и они готовы ею делиться. Так родилась идея создания открытой платформы, позволяющей всем желающим обмениваться данными на глобальном навигационном рынке.

Встретимся прямо на платформе

Справедливости ради, надо сказать, что прежде мы и сами предоставляли исключительно «закрытые» сервисы. Взять, к примеру, нашу коммерческую платформу HERE Location Services, в рамках которой мы сами собирали картографические данные, сами же их обрабатывали и, соответственно, сами создавали сервисы, казавшиеся нам наиболее перспективными. Но постепенно мы поняли, что областей и сценариев, где может применяться подобная информация, гораздо больше.

Первым шагом на пути к «открытости» геосервисов с нашей стороны стал релиз специального плана Freemium, который позволяет использовать HERE API/SDK, а также платформу для визуализации данных XYZ совершенно бесплатно (но есть определенные количественные ограничения).

Не менее значимым событием стала разработка HERE Open Location Platform — площадки, где любая компания может поделиться данными, имеющими локационную составляющую (координаты, адрес), а разработчики, в свою очередь, могут создавать на их основе новые альтернативные сервисы. После регистрации инструменты платформы дают возможность пользователям управлять геоданными: пополнять их, корректировать, унифицировать и через специальный маркетплейс — делиться ими или даже продавать их.

Сотрудничать с подобными открытыми платформами однозначно будет интересно и выгодно всем. Но есть, на наш взгляд, пять ключевых направлений, где определение местоположения на карте может оказаться наиболее перспективным с точки зрения «совместного зарождения» новых востребованных навигационных решений и продуктов.

1. А дорогу покажешь?

Автомобили были всегда пионерами внедрения навигационных технологий: человеку за рулем особенно важно понять, где он находится и куда нужно двигаться. Согласно исследованию The Strategy Analytics, в ближайшие годы количество автомобилей со встроенными системами навигации увеличится в мире более чем в полтора раза: с нынешних 39 млн единиц до 60 млн в 2025 году. Изначально главной функцией услуг навигации в автомобилях была прокладки маршрута, и с этой задачей навигационные сервисы уже успешно справляются. Сейчас же наступает новый этап — совершенствование оказания различных дополнительных услуг, связанных, например, с информацией о придорожной инфраструктуре: доступных гостиницах, заправках, местах для отдыха, еды и пр. Одновременно ведущие автомобильные компании сегодня активно используют геолокацию для повышения безопасности передвижения. С этой целью, скажем, совмещается информация о местоположении автомобиля и данные о дорожных условиях. И если в том месте, где вы едете, к примеру, образовалась гололедица или чаще происходят ДТП, сервисы тут же предупредят об этом.

2. Будем рассуждать логистически

Логистический бизнес уже немыслим без использования навигационных решений. По данным компании iKS-Consulting, если в России по итогам прошлого года было к информационно-навигационным сервисам подключено около 5,5 млн автомобилей, то к концу следующего это число уже приблизится к отметке в 10 млн транспортных средств. Согласно отзывам компаний, которые активно используют подобные системы, их внедрение только на первоначальном этапе способно снизить расход топлива в транспортной компании на 10–20% и на 20% повысить точность и сроки доставки грузов. Кроме того, геолокационные системы значительно уменьшают число аварий, так как они в автоматическом режиме следят за манерой вождения сотрудников и за тем, чтобы они не нарушали правила дорожного движения.

3. Государство рулит

Геолокационные данные становятся важной частью государственного управления. На их основе принимаются решения о развитии дорожной инфраструктуры, важных социальных объектов. Сейчас, например, власти немецкого города Гамбурга на основе данных о перемещениях автомобилей решают, где размещать заправки для электрокаров. А во Франции специалисты Института науки и технологий для транспорта (IFSTTAR) заявили, что разработали систему, которая на основе геолокационных данных позволит кардинально снизить выброс вредных веществ в городской среде за счет совершенствования управления городским трафиком.

4. Находимся в помещении

Еще одно важное направление геолокационных сервисов, которое в последнее время бурно развивается, — это предоставление услуг навигации не только на открытом пространстве, но и внутри помещений. Также спрос на такие услуги растет во многих областях, например, в системах «умного дома» с поддержкой инвалидов, в сфере медицинского обслуживания, работе служб спасения. Кроме того, так называемые indoor-навигационные сервисы очень востребованы на больших складах, где теперь можно гораздо быстрее и эффективнее находить нужные товары. Еще одно важное направление — навигация внутри производственных помещений: здесь все чаще используются роботизированные системы, которые доставляют нужные детали со склада на производство или маркируют дорогостоящие узлы, например, автомобильный двигатель, чтобы точно знать его местонахождение в данный момент.

5. Уместные предложения

Помимо традиционных потребителей навигационных сервисов, данные о геолокации начинают использовать все больше других предприятий. Сюда можно отнести все те же рекламный бизнес и маркетинг. Получая доступ к данным, созданным в результате потребительского взаимодействия с магазинами, городскими службами и бытовой техникой, маркетологи получают более точное представление об индивидуальных привычках, симпатиях и антипатиях потребителей, что позволяет персонализировать рекламу нового поколения. Например, если вы часто задерживаетесь у витрин салонов автодилеров, то почему бы вам не присылать специальные предложения о приобретении нового авто? А если вы завсегдатай ресторанов, есть смысл присылать вам информацию о новом меню. В некоторых городах США уже появились «говорящие билборды», которые, узнавая прохожего по его гаджету, могут порекомендовать ему позавтракать за углом или купить новые кроссовки для любимой утренней пробежки.